Зимняя поездка в Сочи В жизни каждого москвича (отучаюсь, конечно, говорить сразу за всех москвичей, но многие мои знакомые признавались, что у них тоже случаются подобные закидоны) бывает момент, когда организм уже отказывается выносить жуткий московский воздух, смог множества машин, снежные завалы или безумную слякоть на дороге. И тогда сразу хочется на волю, в пампасы, к морю, в деревню — словом, туда, где можно наслаждаться чистым воздухом, сидеть у камина или на пляже и разглядывать цветные альбомы с архитектурными памятниками Москвы, тихо грустя о родном городе.
Лично меня подобные настроения охватывают, как правило, летом… Тогда я тихо и спокойно сматываюсь в Сочи и торчу там до посинения. Но в этом году приступы несовместимости с московским воздухом начались уже в январе. Дело в том, что я неосторожно встретил Новый Год в Сочи, и мне так понравилось 4-го января ходить по улице в рубашке (температура была где-то +12, но на солнце прилично припекало), что по возвращении в Москву я решил снова уехать в Сочи никак не позже начала февраля.
Конечно, далеко не у всех есть возможность в течение года болтаться туда-сюда. Но у меня своя специфика: я работаю в Интернете, так что мне абсолютно все равно, где находиться. Лишь бы был доступ в Интернет. Так что в Сочи я езжу работать, а не отдыхать, но работать здесь намного приятнее, чем в Москве.
И вот, когда снег и слякоть в Москве достигли своего апогея, я стал собираться в Сочи. Главный вопрос заключался в способе передвижения. До Сочи от Москвы — примерно полторы тысячи километров. Можно два часа лететь на самолете, можно ночь-день-ночь трястись в поезде. Но для меня ни один из этих вариантов не подходил, так как я ненавижу работать на ноутбуке (одно дело, когда компьютер нужен полчаса в день, а другое, как в моем случае, когда компьютер используется 12-14 часов в день), поэтому единственным возможным вариантом передвижения оставалась машина, куда можно запихнуть мой компьютер со всеми причиндалами: 17" монитор, сканер, колонки, источник бесперебойного питания, модем, принтер и так далее.
Машина у меня хорошая — "Форд-Мондео", но я чуть ли не за месяц решил основательно заняться ее подготовкой, чтобы не было неожиданностей в дороге. С этой предварительной подготовкой была отдельная песня. В общем, машина была вполне исправная, вот только гудок немного барахлил. Я за месяц до поездки отправился на автосервис, чтобы починить гудок. По дороге машина обо что-то здорово треснулась, проехала пару десятков метров и заглохла. После этого уже не заводилась. Я дотащил машину на сцепке до сервиса, где выяснилось, что пробит картер, вытекло масло и движок заклинило. Хорошая новость. Веселая. Учитывая тот факт, что покупать вторую машину только для того, чтобы съездить в Сочи, мне не хотелось, ребятам на сервисе пришлось основательно напрячься, чтобы отремонтировать двигатель за пару недель. За две недели они управились, разорив меня на изрядную сумму за работу и всякие детали, которые пришлось менять.
Я несколько дней на ней поездил. Все, вроде, работало нормально, но я на всякий случай еще раз подъехал на сервис, потому что гудок опять барахлил. Когда подъезжал к сервису, что-то начало стучать с правой стороны. На сервисе выяснилось, что мне нужно менять пружины амортизаторов (одна из них просто развалилась), какой-то подшипник и сайлент-блоки. Управились за день. Забираю машину и катаюсь. Все в порядке, но гудок так и не работает.
Отправляюсь на сервис, по пути чувствую, что очень плохо стало работать сцепление. Привожу машину на сервис, мне объявляют, что надо менять диск этого чертового сцепления. Управились за два дня. Забираю машину, гудок проработал полдня и снова сдох. Я принимаю волевое решение на сервис больше не ездить, потому что черт с ним, с гудком. В крайнем случае, из окна покричу. Машина больше не ломается.
Перед поездкой я долго раздумывал — ставить на машину зимнюю шипованную резину или нет. До конца января я все ездил на летней и зимнюю поставить как-то не собрался. Но тут, вроде, длинная дорога… Все знакомые как резаные орали, что только идиот может ставить шипованную резину перед тем, как ехать в Сочи. Резину все равно сотрешь, кричали знакомые, и все шипы порастеряешь…
Я же подумал-подумал, затем поехал и поставил-таки зимнюю шиповку. Гулять, так гулять. Сотру ее в Сочи — да и хрен бы с ней. В конце-концов, умираем только один раз, так почему бы не поездить по-человечески?
Приближалось время отъезда. Первоначально я собирался ехать один, поэтому был выбран следующий вариант движения: выезд из Москвы где-то в 9-10 утра, в 22-23 я должен быть в Ростове-на-Дону, где ночую и в 9-10 утра выезжаю в Сочи, где должен быть в 15-17 вечера. Это промеренный путь, и я так несколько раз ездил. Правда, весной или летом.
Но тут из Сочи на несколько дней неожиданно приехал один мой знакомый — Димка (по делу приехал: поколбаситься на дискотеках и посидеть в "обезьяннике", что обычно бывает с незарегистрированными немосквичами), который согласился поехать обратно со мной "в две руки". Поэтому был выбран вариант поездки "в ночь": выезд из Москвы делается в конце светового дня и всю дорогу до Сочи едем без остановок, периодически меняясь.
Загрузили в машину компьютер со всеми причиндалами, еды на день и кучу кассет для магнитолы. Я себе для ночной езды зарядил здоровенный термос с кофе, а Димка взял целую упаковку безалкогольного энергетического напитка, который, по димкиным словам, "две банки хлопнешь, всю ночь на дискотеке прыгаешь, а утром в "обезьяннике" даже спать не хочется".
Во дворе — снег со льдом, а я ухитрился как-то странно поставить машину в глубокую яму, откуда выбраться непросто. Но шипы откуда хочешь выгребут, поэтому я газую, со свистом вылетаю из ямы и врезаюсь задним бампером в обитый железом угол гаража соседа — Дмитрича. Слышно, что в гараже падает и разбивается какая-то бутылка. Надеюсь, что это была серная кислота или бензин, а не бутылка водки, а то Дмитрич меня убьет. На бампере сзади — здоровенная дырка. Ничего себе поездочка начинается. Главное, я вожу довольно давно и в такие глупые ситуации вообще до этого ни разу не попадал.
Протерли стеклышки чистым носовым платком и отправились в путь где-то в 18 часов по московскому времени. По дороге я несколько раз чувствовал в себе желание все-таки заехать в автосервис, чтобы починить неработающий гудок, но вспоминаю, что Димке надо попасть в Сочи хотя бы через несколько дней, поэтому стискиваю зубы и желание в себе задавливаю волевым решением.
Подъезжаем к окружной дороге и совещаемся — какой путь до Ростова предпочесть. В принципе, есть два варианта. Или ехать по Каширскому шоссе, которое так и идет до Ростова, или сначала по Симферопольскому до Тулы (там дольше, но зато шоссе на порядок лучше), а там уже переезжать обратно на Каширку. Но мне говорил брат знакомого сестры жены друга подруги моего приятеля, что совсем недавно открыли какую-то "новую прямую трассу до Ростова". Что дорога, дескать, сказка и теперь надо ездить только по ней. Поэтому я, на всякий случай, останавливаюсь у последнего московского поста ДПС и справляюсь о дороге. Как ни странно, гаишник тоже подтверждает существование какой-то новой дороги (километра три правее Каширского шоссе), но на вопрос, что это за дорога и стоит ли по ней ехать, отвечает, что хрен ее знает, что это за дорога, так что если мы пытливые и ищем на свою голову приключений — можем по ней скататься, а если мы вовсе даже не Индианы Джонсы, то лучше всего ехать проторенным путем по Каширке.
Про себя я точно знаю, что Индианой Джонсом не являюсь. Димка же в ответ на этот вопрос с возмущением ответил, что ненавидит эти дурацкие широкополые шляпы, так что Индианой тоже себя не считает, поэтому мы плюнули на все "новые дороги" и отправились в путь по Каширскому шоссе.
Дорожка довольно противная: все занесено снегом, из двух полос накатана только одна, так что обгонять довольно сложно. Впрочем, на шипах даже по снегу можно было обгонять без особых проблем, так что продвигались мы довольно быстро. Вот только снег все время шел, поэтому было очень сложно ехать с дальним светом: когда идет снег, то в дальнем свете фар он создает ощущение какой-то нереальности и сильно отвлекает водителя от дороги. Но делать было нечего, поэтому так и ехали. Мы договорились, что будем сидеть за рулем по 300 километров. Это занимает примерно четыре часа времени, зато потом четыре часа отдыхаешь. Первым за рулем сидел я, а Димка пока изучал расположение ручек и кнопочек у "Форда", потому что раньше он на нем никогда не ездил.
Первый гаишник попался совсем недалеко от Москвы. Был какой-то значительный переезд со светофором, на котором я остановился. Вдали стояли два гаишника, которые смотрели куда-то в сторону. Димка сказал: "Смотри, вот сейчас они тебя остановят". Я было заспорил, но загорелся зеленый, я поехал и был тут же остановлен одним из гаишников, который, казалось, даже и не смотрел в мою сторону.
Вышел из машины (надо использовать каждый удобный случай, чтобы размяться), отдал документы. Гаишник их внимательно посмотрел, затем говорит:
— Ну что, Алексей Борисович, у вас все в порядке?
— Да вроде, — отвечаю я. — Вот только коленка немного пошаливает, но это, видать, к дождю.
На лице гаишника — полнейшая невозмутимость.
— Я имею в виду, — говорит он, — все ли в порядке с машиной? Техосмотр есть?
А техосмотра у меня как раз нет. Все забываю приобрести. Тем более, что в Москве сейчас это довольно утомительная процедура.
— Техосмотра, — говорю, — нет. Техник заболел и не смог произвести осмотр.
Гаишник все так же невозмутим. Видать, его уже давно замучили попытки водителей острить.
— Пойдемте в машину, — бросает он и направляется к патрульной Ниве.
Там мне выписывают квитанцию, мы болтаем о том, о сем, я уплачиваю странный штраф в двадцать рублей и на всякий случай еще раз интересуюсь новой дорогой до Ростова.
— Какая такая новая дорога? — недоумевает гаишник. — Есть только одна дорога — Каширка.
— Ну, мне говорили, что, мол, сделали новую прямую дорогу до Ростова, — поясняю я.
— А эта что — кривая? — удивляется гаишник.
— Да, вроде, не очень.
— Ну и езжайте по ней, — твердо говорит гаишник. — Зачем вам какие-то непонятные дороги, если есть эта?
В логике ему не откажешь, поэтому я загружаюсь в машину, и мы едем дальше. Следующие двести километров мы болтаем о том, о сем и рассказываем анекдоты. Затем у Димки появляется желание перекусить. Я твердо заявляю, что не намерен отходить от намеченного графика движения, поэтому он будет есть на ходу. Нам же в дорогу собрали целую корзину как для пикника: нарезанный хлеб, яйца, вареная курица, буженинка, осетринка, масло, салфеточки, вилочки, ножики, стаканчики и даже два подноса. Димка это все безуспешно пытается сервировать на своих коленках, но роняет пару яиц, в момент торможения проливает банку со своим энергетическим напитком себе на брюки, после чего принимает решение питаться раздельно, доставая продукты из корзинки по очереди: сначала жует кусок хлеба, потом заедает его маслом, после чего проглатывает ломоть ветчины, выпивает банку своей газировки и заявляет, что готов садиться за руль.
Следующие часа четыре я опускаю, потому что спал, а Димка сказал, что за время его вахты ничего особенного не произошло. Только два раза чуть не столкнулись с грузовиком, один раз чуть не улетели в кювет, еще его пытался остановить гаишник на очередном посту, но было плохо видно из-за снега, так что Димка не остановился. Я забираю у него руль, и Димка ложится спать.
Еду. Глухая ночь, сыплет снег, я держу где-то 100 км/ч, и мне скучно. Тихонько включаю музыку. Димка дрыхнет без задних ног. Потихоньку прибавляю звук. От Димки — ноль реакции. Делаю громкость такой, при которой я обычно слушаю магнитолу. Димка начинает немного повизгивать во сне, но не просыпается. Я убираю кассету с Земфирой и ставлю последний диск Челентано. На лице Димки появляется детская улыбка, и он начинает причмокивать губами. Убираю Челентано и ставлю Бритни Спирс. Димка переворачивается на другой бок и обнимает двумя руками кресло. Ставлю Deep Purple "Highway Star". Димка некоторое время лежит неподвижно, затем ложится на спину и, продолжая спать, дергает ногами, как будто нажимает на педали. Так я развлекаюсь примерно час и думаю, что уже набрал материала для небольшой диссертации на тему "Влияние звуковых раздражителей на человека, спящего на подогреваемом сидении автомобиля "Форд-Мондео"". Кстати, хорошая мысль. Такой диссер можно выгодно продать компании "Форд". Наконец мне надоедает мучить спящего Димку, и музыка выключается.
Проезжаю очередной пост ДПС. В дверях, несмотря на раннее утро, стоит здоровенный гаишник, который при виде меня делает совершенно зверское выражение лица и взмахивает полосатой палочкой. Торможу, выхожу с документами и подхожу к гаишнику.
— Что, — спрашиваю, — случилось?
У гаишника очень смущенный и сконфуженный вид.
— Ничего не случилось, — говорит. — Это я просто зевнул и случайно махнул палкой. Можете ехать.
— А, — говорю я. — Понял.
Разворачиваюсь и иду к машине.
— Да, — внезапно оживляется гаишник. — Товарищ водитель. А у вас документы, надеюсь, в порядке?
— Ясный пень, — твердо говорю я.
Тут гаишник замечает здоровенную дырищу на заднем бампере.
— А это что? — показывает он палкой на дырку.
— Собака погрызла, — отвечаю я.
Гаишник молчит и ничего не говорит. Я медленно открываю дверь, ожидая, что сейчас раздастся строгий голос, но ничего не раздается. Сажусь в машину, завожусь и еду, наблюдая в зеркало заднего вида гаишника, который стоит и смотрит на меня.
Где-то под конец моей второй вахты проезжаю очередной пост ДПС, на котором гаишник очень решительно и прицельно меня тормозит. Останавливаюсь, вылезаю из машины и начинаю делать разминочный комплекс упражнений (еще бы, в общей сложности за рулем уже просидел часов восемь). Гаишник стоит и внимательно наблюдает за моими приседаниями, наклонами и поворотами. Проходит минуты три. Наконец, зарядка сделана. Я спрашиваю:
— Ну чего?
— Куда путь держим? — интересуется гаишник.
— В Сочи.
— Откуда?
— Из Москвы.
— И что там?
— В Москве-то? Все нормально. Лужков и слякоть.
— Да нет, не в Москве. Я спрашиваю, чего в Сочи? — поясняет гаишник.
— В Сочи? В Сочи море, солнце и пальмы.
— Понятно, — говорит гаишник. — Тогда привет от меня передавайте.
— Непременно, — любезно говорю я.
— Как машина себя ведет, нормально? — снова любопытствует гаишник.
— Да вроде. По трассе держу стольник, едет устойчиво.
— Стольник не положено, — хмурит брови гаишник.
— Да я тихонько, — успокаиваю я сержанта.
— Ладно, — говорит он. — Езжайте. Только осторожно.
— Есть! — отвечаю я, и мы едем дальше.
Утром огибаем Ростов-на-Дону. Тут я сразу вспомнил свой предыдущий вояж в Сочи. Тогда ехал один, поэтому решил в Ростове переночевать. Сначала хотел было остановиться в четырехэтажном мотеле под Ростовом. Снаружи мотель производил довольно приятное впечатление — четырехэтажное добротное каменное здание, хотя одна деталь здорово насторожила: в окнах не было света. Но дверь при входе была открыта, поэтому я туда зашел. За дверью — узенький коридорчик, стоит маленький стол, за которым сидит мужик, похожий на мясника, работающего по совместительству профессиональным киллером.
— Номера есть? — осторожно спрашиваю я.
Мужик очень внимательно смотрит на меня и заявляет:
— Один есть. Но он четырехместный.
— А одноместных нет?
— Одноместных нет, — мрачно отвечает мясник. — Вся гостиница забита.
— А почему в окнах света нет? — интересуюсь я.
— Все спят, — объясняет мужик. — Баю-бай. Уснул малыш.